Специалисты Центра цифровой экспертизы Роскачества рассказали.
Специалисты Центра цифровой экспертизы Роскачества рассказали, какие схемы мошенничества были выявлены и наберут обороты в 2023 году.
Даркнет
Почти любые данные граждан сегодня продаются в группах даркнета — ФИО, адрес почты, номера карт, логины онлайн-банков, а также сканы паспортов, СНИЛС и ИНН. Также в интернете есть вредоносное программное обеспечение для кражи денег с банковских счетов.
Путей утечек персональных данных пользователей может быть несколько: взломы серверов, компрометация устройства одного из сотрудников организации или недобросовестность последнего.
Полученную личную информацию аферисты используют в целях социального инжиниринга, оформления кредитов, для создании фейков (например, собирать от вашего имени на лечение родственника в соцсетях или просить взаймы у ваших друзей).
Новая карта
В конце 2022 года мошенники отработали новую схему с банковскими картами. Людям звонили спустя 10–15 минут после доставки пластиковой карты и предлагали ее активацию. Таким образом злоумышленники пытались выманить данные, а потом снять деньги со счетов.
Дубликат сим-карты
Если человек известен, ведет бизнес или имеет доступ к большим деньгам, то преступники готовы заморочиться. Так, летом 2022 года мошенник подделал паспорт одного экс-министра и получил дубликат его сим-карты в салоне связи. А так как номер телефона сегодня привязан к онлайн-банку, то злоумышленник легко смог зайти в личный кабинет жертвы и украсть со счета 25 миллионов рублей.
Звонки и сообщения из банка
Популярная схема обмана, которая широко применяется, когда известен мобильный номер. К нему, как правило, привязан онлайн-банк. Получив сведения о номере, мошенники звонят под видом банковских сотрудников, работников полиции и других государственных организаций. Их цель — усыпить бдительность человека, сыграть на доверии и узнать конфиденциальные данные.
Мошенники могут направлять SMS-сообщение такого содержания: «Ваша банковская карта заблокирована. Для уточнения деталей позвоните по телефону + 7 123 456 78 90». На том конце ответит сотрудник якобы «Службы безопасности банка». Жертву начнут убеждать срочно сообщить банковской данные карты или подойти к ближайшему банкомату, чтобы выполнить инструкции мошенников.
Фишинг
Напоминает процесс рыбалки, когда мошенник закидывают удочку и ждет, когда жертва клюнет и передаст свои данные. Например, вы вводите пароль от аккаунта в социальной сети на поддельном сайте, нажимаете «Войти» и ваши данные становятся известны третьим лицам – этот процесс называется фишингом.
Сообщения с фишинговыми ссылками могут ежедневно приходить нам всем по почте (но благодаря системе фильтрации вовремя попадать в спам). Фишинговые ссылки активно распространяются через сообщения мессенджеров под разными предлогами — акции, скидки, выигрыши и т.п. После перехода вас просят ввести пароль от почты или банковские данные.
Как защититься от мошенников
• Используйте двухфакторную аутентификацию.
• Не отвечайте на вопросы и не подтверждайте персональную информацию, которую могут сообщать мошенники в ходе телефонного разговора (Ваш ли это номер паспорта? Являетесь ли вы клиентом какого-то банка? Оставляли ли вы заявку на кредит?);
• Уточните контактные данные сотрудника, который ведет с вами разговор и цель звонка, повесьте трубку и перезвоните по официальному номеру телефона в ту организацию, сотрудником которой представился человек;
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: